Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 10 января 2013 г.

ЗМЕЯ. ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ.

     В символике змеи уживаются разнородные, часто противоположные и, казалось бы, взаимоисключающие характеристики. Она приносит зло и способствует благополучию, отравляет и исцеляет, вызывает дождь и засуху, навлекает и отвращает град, убиение ее расценивается как грех и сулит прощение грехов и т. д.
  Представление о змее как существе нечистом и враждебном в известной степени восходит к библейско-христианской традиции, рассматривающей змею как воплощение сатаны. Взгляд змеи обладает магической силой воздействия на солнце. Как считают болгары солнце не может зайти, если змея на него посмотрит. По польскому поверью, солнце перестало бы светить, если бы змея (гадюка) смотрела на него, потому что своими глазами она способна вытянуть из него всю силу.

     В Боснии и Герцеговине считают, что чем чаще змеи смотрят на солнце, тем более они ядовиты. Самыми ядовитыми считаются те, которые смотрят на него девять дней в году (более девяти дней Бог запретил змеям смотреть на солнце). Сербы верят, что змея, обитающая под лещиной, обладает волшебной силой: если испечь ее и положить кусочек в рот, можно будет понимать язык животных, а если съесть ее сердце, то можно услышать, что говорит каждая травинка. У южных славян с этими представлениями связано использование лещины как против грома, так и против змей. У сербов она служит магическим средством защиты от грома. Во время грома затыкают ветку лещины за пояс. На Юрьев день, а иногда в Вербное воскресенье или на Вознесение в качестве оберега от грома и града ветками лещины украшают двери и окна жилищ, затыкают их под крышу дома и хлева, втыкают в землю на поле и в огороде, делают крестики из прутьев лещины.
    К чудодейственным змеиным атрибутам относятся камень, яблоко, перстень, корона, гребень на голове и рожки. Наиболее распространенный из них— камень. В Хорватии встречается поверье, что камень, которым обладают змеи, помогает вытянуть змеиный яд из раны. Рассказывают, что некоторым удавалось добыть такой камень, проглоченный змеей, убив змею и достав его из ее внутренностей.
   В народном календаре, особенно у южных славян, выделяются дни, специально посвященные змеям, их изгнанию и оберегам от них. Имеется также целый ряд календарно приуроченных оберегов и запретов, связанных со змеями. Они направлены на защиту как скота, так и людей, особенно таких частей тела, как ноги и пятки. Оберегами служат огонь, печная утварь (кочерга, щипцы для углей, формы для печения хлеба и глина, из которой они изготовляются), металлические и острые предметы (особенно игла), освященные предметы, змеевидные хлебцы, аист (как истребитель гадов), некоторые растения (папоротник, колючий шиповник и пахучий чеснок), а также заклинания и специальные действия: ритуальный шум, окуривание дымом, бросание камня от себя, вынесение веников как можно дальше от дома, топтание ногами, волочение по полу овечьей шкуры (имитация движений змеи). Запреты касаются чесания волос, использования ниток, веревок и других гибких предметов, веретен, веток (выступающих в этом случае как символы змеи), а также острых колющих или режущих предметов (символизирующих змеиное жало), раскрывания ножей, бритв и сундуков (символика раскрытой змеиной пасти), измерения длины предметов (длина — характерный признак змеи).
    1 марта в Болгарии жгут мусор и прыгают через огонь, чтобы летом избежать укусов змей В Сербии этот день называется "змијин ден". Для избавления от змей повсюду на улице и во дворах жгут мусор, прыгают через костры и окуривают жилища различными растениями. В Черногории мусульмане окуривают от змей дом и пороги дымом горящего навоза. Македонцы, чтобы избавиться от змей, жгут в этот день солому и не запрягают скот. Выметая мусор, волочат по дому овечью шкуру, веря, что от этого подохнут змеи, а также не режут ничего ножом, чтобы змеи не кусали людей.
    На Евдокию или в день Сорока мучеников македонцы встречают змей, выползающих из своих нор: кладут платки, фартуки, пояса и шапки, чтобы змеи переползли через них, так как считается, что одежда приобретает благодаря этому целебные свойства. Бездетным супругам ношение ее помогает избавиться от бесплодия, парням — жениться, девушкам — выйти замуж, больным — исцелиться от недугов. В У сербов в этот день запрещено брать в руку иголку и чесать волосы.
      Накануне Благовещения в Болгарии отпугивают змей стуком в кочергу и щипцы для углей, чтобы они не появлялись вблизи жилья: обходят дом и двор, стуча железным ключом о совок для углей как можно громче, чтобы змеи бежали подальше от жилья. От змей окуривают паленым тряпьем все хозяйственные постройки. Коровам мажут губы и вымя остатками масленичной трапезы, чтобы предохранить их от змеиных укусов. У украинцев Закарпатья женщины на Благовещение выносят веники из дома и несут их подальше от хаты, чтобы змеи и лягушки не приближались к их дому, а мужчины с той же целью жгут старую обувь. Гуцулы, чтобы змеи не кусали скотину, выгоняют ее в этот день на пастбище, даже если еще нет травы.. У русских и белорусов к Благовещению бывает приурочен запрет оставлять на виду веретена, чтобы летом не встречать змей.
      В понедельник Тодоровой недели, первой недели Великого поста, в южной Болгарии пекут специальный хлеб «змиурка», похожий по форме на змею, и раздают по кусочку всем домашним и скоту, чтобы летом на них не нападали змеи. Защите от змей в Сербии посвящена и суббота на этой неделе — Тодорова суббота. У сербов, боснийцев, черногорцев и македонцев защите от змей посвящена также Лазарева суббота перед Вербным воскресеньем . Сербы идут утром умываться на реку и бросают там ногой камень как можно дальше от себя, чтобы змеи держались подальше от людей. Затем каждый громко кричит свое имя и произносит заклинание; не рвут в этот день и в Благовещение ни травинки в огороде, чтобы летом не кусали змеи . В Боснии, чтобы змеи не приближались к дому и хлеву, жгут мусор и колотят в противень или таз.
      У русских на Севере оберег от змей приурочен к Страстной неделе Великого поста: в Великий четверг выносят из избы прялку и веретена. Веретена убирают с глаз долой, чтобы летом не видеть змей. С той же целью перед Пасхой выносят веретена из хаты и в Полесье. На юге Польши по возвращении из церкви в канун Пасхи обходят вокруг дома, ударяя в каждый угол корзинкой с освященной едой, чтобы змеи не селились возле дома. У русских, чтобы избежать летом встречи со змеями, в канун дня вешнего Е г о р и я не ступают босиком на пол. У поляков в канун этого праздника нельзя бросать возле дома и вносить в дом ни одной ветки, чтобы змеи не ползли к жилью. У южных славян ритуальное изгнание змей совершается в день св. Еремии. В центральной Болгарии этот день в некоторых местах называется «змеиным». Накануне вечером изгоняют змей шумом и стуком железной печной утвари, причем гремят также и около очага. Хозяйки обходят вокруг дома, стучат в жестянки и кричат: «Еремей в дом, змеи в поле!» . У других южнославянских народов в этот день тоже изгоняют змей, обходя с шумом и звоном свои усадьбы и выкрикивая заклинания против змей. В Македонии накануне и в сам этот день женщины обходят вокруг дома, стуча щипцами для углей и кочергами, и гонят змей и ящериц в море и горные леса: «Змеи в лес, а урожай в поле!». Кочерги и щипцы оставляют на ночь у дверей.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий