Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 20 марта 2013 г.

О чем может рассказать оборотная сторона фотографии

 
Разглядывая старинные фотопортреты, мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне – фотографическому бланку. Между тем фотографический бланк - это особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты: все подчинено своим строгим правилам. Фотобланк – это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя и/или название мастерской, адрес (с начала XX века указывался и номер телефона), и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения на различных выставках. Впервые фотографический бланк появился в 1849 году и стал предметом первой необходимости для фотографов-профессионалов: на него наклеивали позитивные отпечатки, пришедшие на смену дагерротипам. Бланки были по размеру несколько больше фотографий и не только придавали им, напечатанным на тонкой  альбуминовой бумаге, изящный вид, но и служили для их сохранности.
    В 1872 году в Петербурге появилась фабрика по производству бристольского картона с собственным литографическим заведением, где по заказу фотографа изготавливались фирменные бланки с рекламным штампом ателье. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов.  Впрочем, были знаки, изображать которые можно было только по специальному разрешению. Например, поместить на бланке изображение государственного герба Российской Империи мог лишь фотограф, удостоенный особого разрешения, заслуживший его «особо полезным трудом для общества». Двуглавый орел означал также, что владелец ателье является поставщиком двора его императорского величества. Медали, изображенные на бланке, рассказывали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал и отличился владелец фотографического заведения. Выставки, в которых принимали участие фотографы, были самые разнообразные: фотографические, политехнические и даже мануфактурные.
    Фотография XIX века – искусство нескольких мастеров: фотографа, художника, литографа. На бланках всевозможных цветов, от нежно-розового до темно-коричневого и даже черного с золотой обрезкой по краю, где затейливый шрифт переплетался с растительным орнаментом. Довольно часто на бланках встречаются изображения мольберта, палитры, кистей для рисования, которые должны были подчеркнуть принадлежность фотографа к миру искусства. Если фотограф был выпускником училища живописи, ваяния и зодчества, то он помещал на бланке слово «художник», а лишь следом следовало обозначение его занятия «фотограф».
   Большинство фотографов в 1880-1910-х годах размещали на фотографических бланках надпись о том, что негативы в фотоателье сохраняются и возможно повторное обращение к ним. Для того, чтобы облегчить последующий поиск, лаборанты иногда проставляли на обороте фотографии мелкими цифрами номер негатива и год съемки.
    В 1910-х гг. производство бланков значительно сократилось. Вместо роскошного бристольского картона в производстве стали использовать более дешевые сорта бумаги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий