Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 29 октября 2013 г.

А.С.Пушкин «Моя родословная»


Смеясь жестоко над собратом, // Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом. // Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,  // Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;   // Я просто русский мещанин.
Понятна мне времён превратность,  // Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,  //  И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок  //   (И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;  //  Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,(1)  //  Не ваксил царских сапогов,(2)
Не пел с придворными дьячками,(3)//В князья не прыгал из хохлов,(4)
И не был беглым он солдатом  //  Австрийских пудреных дружин;(5)
Так мне ли быть аристократом?  // Я, слава богу, мещанин.
  Мой предок Рача мышцей бранной  //  Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,  // Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;  //  Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками  //  Нижегородский мещанин.(6)
   Смирив крамолу и коварство  //  И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство  //  Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,  //  Нас жаловал страдальца сын.(7)
Бывало, нами дорожили;  //  Бывало... но — я мещанин.
  Упрямства дух нам всем подгадил:  //  В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил(8)  //  И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:  //  Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,(9)  //  Умён покорный мещанин.
  Мой дед, когда мятеж поднялся(10)  //  Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался(11)  //  Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,  //  А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,  //  И я родился мещанин.
  Под гербовой моей печатью  //  Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,  //  И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,  //  Я Пушкин просто, не Мусин,(12)
Я не богач, не царедворец,  //  Я сам большой: я мещанин.
Post scriptum
  Решил Фиглярин(13), сидя дома,  //  Что чёрный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома  //  И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер(14) был тот шкипер славный,  //  Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный  //  Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,  //  И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,  //  Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,  //  Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,  //  И пал впервые Наварин.(15)
Решил Фиглярин вдохновенный:  //  Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?(16)  //  Он?.. он в Мещанской дворянин.(17)
                    Примечания
1. Строфа Не торговал мой дед блинами... имеет резко памфлетный характер, непосредственно задевая влиятельнейших представителей правящей аристократии: торговал блинами до своего возвышения князь А. Д. Меншиков, ближайший сотрудник Петра I; правнук его, А. С. Меншиков (1787—1869), был другом Николая I, начальником главного морского штаба, членом Государственного Совета;
2. ваксил царские сапоги граф П. П. Кутайсов, бывший камердинером Павла I; сын его, гр. П. И. Кутайсов (1782—1840), — сенатор;
3. пел с придворными дьячками граф А. Г. Разумовский, взятый императрицей Елизаветой Петровной в любовники из простых певчих, а затем ставший ее мужем; среди многочисленного семейства Разумовских племянник его, Ал. Кир. Разумовский (1748—1822), был министром народного просвещения, лично хорошо известным Пушкину с лицейских времен;
4. прыгнул из хохлов в князья А. А. Безбородко, сын малороссийского генерального писаря; он был возвышен Екатериной II, которая присвоила ему сперва графское достоинство, а затем и титул светлейшего князя;
5. беглым солдатом австрийских пудренных дружин был дед Петра Андреевича Клейнмихеля (1793—1869), генерал-адъютанта, снискавшего расположение Аракчеева, Александра I и Николая I за действия свои по управлению военными поселениями.
6. Нижегородский мещанин — Кузьма Минин.
7. Страдальца сын — царь Михаил Федорович Романов, отец которого, насильно постриженный Борисом Годуновым в монахи, большую часть жизни провел в плену и в ссылке.
8. С Петром мой пращур не поладил — Федор Пушкин был казнен в 1697 г. за участие в заговоре Циклера.
9. князь Яков Долгорукий — сподвижник Петра, прославившийся прямотой и независимостью. Однажды он разорвал указ, подписанный Петром.
10. Мой дед, когда мятеж поднялся — Лев Александрович Пушкин за противодействие восшествию на престол Екатерины II был посажен в крепость после дворцового переворота 1762 г.
11. Как Миних верен оставался — фельдмаршал Миних безуспешно пытался организовать сопротивление Екатерине II во время переворота 1762 г. Как и Л. А. Пушкин, он оставался сторонником Петра III.
12. Я Пушкин просто, не Мусин — противопоставление двух ветвей одного и того же рода, одна из которых захирела, а другая, Мусины-Пушкины, получив графство, вошла в придворную аристократию.
13. Фиглярин — прозрачное изменение фамилии Булгарина, основанное на созвучии и характеризующее Булгарина как шута, человека, лишенного чувства собственного достоинства. Это прозвище Булгарина утвердилось в эпиграммах 20-х и 30-х гг.
14. Сей шкипер — Петр I.
15. И был отец он Ганнибала, Пред кем средь чесменских пучин Громада кораблей вспылала И пал впервые Наварин — Ганнибал, Иван Абрамович (1731—1801), генерал-поручик; в 1770 г. принял участие в морском походе в Архипелаг, возглавил покорение Наварина, взорвал на воздух весь турецкий флот, укрывшийся в Чесменской бухте.
16. ...в семье своей почтенной — Булгарин был женат на девице из публичного дома, племяннице содержательницы этого дома.
17. Он?.. он в Мещанской дворянин — Мещанская улица в Петербурге — средоточие публичных домов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий