Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 8 ноября 2013 г.

Осип Максимович Бодянский (1808-1877)

Здорово, братцы, родъ и племя, // Одноутробники, друзья,
 Колѣно наше, наше сѣмя,  //  О всеславянская семья!
 Привѣтъ вамъ Русскаго народа,  //  Его Царя, его бояръ;
 Вѣдь одного вы съ нами рода?  //  зачѣмъ же не одинъ и Царь?
         Отрывок из стихотворения О.Бодянского "Русскiй къ братьямъ своимъ соплеменникамъ", 1839 г.

                ------------------------------------------------------
Вы подымаетесь на насъ,
Какъ на гонителей свободы?
Пусть такъ, а все же, спросимъ васъ,
Кто спасъ еще въ недавни годы
И васъ, и Запада народы
Отъ самовластiя проказъ?

  Отрывок из стихотворения О. Бодянского "Политика Европы", 1854 г.
                   Источник:  http://www.poesis.ru/poeti-poezia/bodjanskij/frm_vers.htm

     Как давно написаны стихи, а будто о нашем времени, о проблемах Украины  с Россией и Европой сегодня  ...


Осип Максимович Бодянский (1808-1877) – филолог, историк, археограф, переводчик, основатель школы славистов в России, издатель древнерусской и древнеславянской литературы и письменных источников, профессор Московского университета, действительный член Общества любителей российской словесности, заведующий типографией Московского университета, секретарь Общества истории древностей российских.
       Родился в семье священника в местечке Варва Лохвицкого уезда Полтавской губернии (отсюда один из его литературных псевдонимов – Бода-Варвынец). По окончании Полтавской духовной семинарии в 1831 был принят в число студентов Императорского Московского университета и, окончив его по отделению словесных наук философского факультета, был утвержден в 1834 в степени кандидата. В 1837 Бодянский защитил диссертацию по теме «О народной поэзии славянских племен», став первым в России магистром словесных наук.
       С 1837 по 1842 был командирован за границу «для усовершенствования в истории и литературе славянских наречий». По возвращении был утвержден в звании экстраординарного, а затем ординарного профессора истории и литературы славянских наречий. После смерти М.Т.Каченовского в 1842 сменил его на кафедре славянских наречий Московского университета и занимал ее до 1868. Докторская диссертация «О времени происхождения славянских письмен» (1855) сохраняет значение справочного издания до сих пор. Основоположник славяноведения в Московском университете, Бодянский был также секретарем Московского общества истории и древностей российских, а затем и редактором журнала этого общества, издателем и популяризатором славянской литературы. Действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете с 1858 г. Одним из важных направлений его деятельности было создание учебной славянской библиотеки, хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова и насчитывающей более 2 тысяч книг. Многолетняя дружба связывала О.М.Бодянского с Н.В.Гоголем, Т.Г.Шевченко, С.Т.Аксаковым, а также славянскими учеными Вацлавом Ганкой, Вуком Караджичем, Павлом Шафариком.
       Поэтическое наследие Бодянского представлено сборником «Наськы украинськы казкы запорозьця Иська Матырынкы», состоящим из 3-х украинских народных сказок в авторской стихотворной переработке. При жизни ученого были опубликовано еще несколько отдельных его стихотворений – одно в сборнике «Молодик» и четыре, под общим названием «Малороссийские вирши», в газете «Молва». Через много лет А.А.Кочубинский по черновикам Бодянского восстановил два неизвестных стихотворения, а два других стихотворных автографа ученого оказались в архиве Вацлава Ганки и были изданы В.А.Францевым в 1901 г.
                                  ----------------------------------------------------

    Об Осипе Максимовиче Бодянском
        «… Своей невзрачной фигурой, чтобы не сказать более, он запечатлевался в памяти при первом же виде. Фигура эта дозволила одному товарищу-профессору, отличавшемуся колкостью речи, посвятить Бодянскому недобрый экспромт:

             Воззри на зверя-бегемота,  //  На дальний типографский двор:

             Глаголица – его охота,  //  И по-древлянски он остёр.

       Действительно, небольшого роста, сутуловатый, с огромной головой на толстой и короткой шее, с испорченными болезнью, врозь глядящими глазами, с прямыми «гетманскими» усами, и все это на коротких ногах без пальцев, Бодянский был некрасив, а походкой своей, пожалуй, напоминал и упомянутого зверя. Но эта некрасивая оболочка вмещала в себя высокий дух, который носителя своего возвышал над уровнем, не дозволял ему входить в соглашение. Упрямо-точный до смешного (известен рассказ о Бодянском, как он нового арендатора университетской типографии впустил в помещение не раньше, как с боем двенадцати часов 31 декабря – он встал тогда с единого оставленного им кресла и освободил – теперь навсегда – «типографский двор»), твердый в своих решениях и в то же время приветливый, с отменно добрым, мягким сердцем, Осип Максимович сторонился всего, что заключало в себе хоть малейший намек на низость, холопство, или грязный практицизм, и даже в самые трудные, критические минуты своей жизни был всегда одним, до самозабвения».
                                          [Кочубинский 1887, с. 506–507]

1 комментарий:

  1. Історія розвивається по спіралі і народи, що не знають своєї історії, приречений пережити його знову.

    ОтветитьУдалить