Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 6 декабря 2013 г.

Федор Достоевский о славянах, Европейском выборе и России.


  " ... по внутреннему убеждению моему, самому  полному  и  непреодолимому,  -  не  будет у России, и никогда еще не было,  таких  ненавистников,  завистников,  клеветников и даже явных врагов, как  все  эти  славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится  признать  их  освобожденными!  И  пусть  не  возражают  мне,  не оспаривают,  не  кричат  на  меня,  что  я преувеличиваю и что я ненавистник славян!  Я,  напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что  знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному,  будто  бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом  смысле  как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить  не  могут.
 ...  Начнут  же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с  того,  что  выпросят  себе  у  Европы,  у  Англии  и  Германии, например, ручательство  и покровительство  их  свободе, и хоть в концерте европейских держав  будет  и  Россия,  но  они  именно в защиту от России это и сделают.
  ... Особенно  приятно  будет  для  освобожденных славян высказывать  и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к  самой  высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный  северный  колосс,  даже  не  чистой  славянской  крови,  гонитель и ненавистник  европейской  цивилизации.  У  них,  конечно,  явятся,  с самого начала,  конституционное  управление,  парламенты,  ответственные  министры, ораторы,  речи.  Их  будет  это чрезвычайно утешать и восхищать.

    ....России надо серьезно приготовиться к тому, что все  эти  освобожденные  славяне  с  упоением  ринутся  в  Европу, до потери личности  своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и  таким  образом  должны  будут  пережить целый и длинный период европеизма прежде,  чем  постигнуть  хоть  что-нибудь  в  своем славянском значении и в своем  особом  славянском  призвании  в  среде человечества ..." 
   ИсточникФ. М. ДОСТОЕВСКИЙ,   том 26 ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ, сентябрь-ноябрь 1877 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий