Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 8 августа 2014 г.

Жизнь в лучах чужой славы


В 80-х годах, будучи главным режиссером Тбилисского цирка, я курировал Батумский, Кисловодский, и одно время и Ереванский цирк. Накануне 35 летия победы над фашизмом я наткнулся на книгу о героях войны "ЗАДАНИЕ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ" (автор Иванов), где говорилось о ветеране войны, пленившем Маршала Паульса в Сталинградской битве и коменданта Берлина генерала Вейндлинга, командире разведгруппы, подполковнике запаса Глущенко.
 И там писалось, что в настоящее время ветеран войны Глущенко работает в жилищном отделе исполкома Кисловодска.  Я созвонился с Кисловодским цирком, рассказал директору Геннадию Трахтенбергу об этом и, согласовав с ним, приступил к делу.
 Написал либретто-сценарий, песни и музыку для спектакля заказал А.Кожевникову и композитору Пожлакову.
 Мы приехали в Кисловодск. И очень странно, что с кем бы мы не беседовали о Глущенко, все фыркали и не хотели ничего доброго говорить о нём. Мы попёрлись к нему для личного знакомства. В то время он уже был директором гостиничного комплекса "КАВКАЗ".
 Перед его кабинетом на стенде вывешены фотографии нашего "героя" - то его в почётные пионеры принимают, то он на чествовании ветеранов войны и т. д. и т. п..
 Наконец, наша аудиенция состоялась. Хочу заметить ,что мы к нему попали на прием не так просто, ждали встречи несколько дней, честно говоря, у нас сложилось впечатление его нежелания, другие расценивали как скромность. Но, судя по саморекламирующим фотографиям, он бы от скромности не помер.
 И вот мы были приглашены в кабинет.
Хозяин кабинета невысокого роста, энергичный, как джокер. Мужчина с бегающими глазами, то ли взгляд разведчика или вора - по сути, одинаково. Вор ворует для себя, а разведчик для государства. Ну, это я загнул, зная развязку.
 Глущенко нам рассказывал, но ничего нового, всё было изложено в публикации. Он показал нам и фотографию пистолета, который Гитлер подарил Паульсу, а Глущенко во время личного пленения Паульса разоружил его.  Далее показывал вырезки из газет и т. д.
 К сожалению, мы не увидели ни одной фотографии нашего Глущенко в период войны или во время исторических моментов пленения немецкого командующего Сталинградской битвы и пленения коменданта генерала Вейндлинга во время взятия Берлина.
 После этой встречи мы: я, Пожлаков, Кожевников и его супруга Элеонора странно замкнулись. Что-то во всём этом было не дружелюбно, настороженно.
 Через неделю мы приступили к записи музыки и песен. Забегая вперёд ,удивительные строки и мелодии были созданы моими друзьями, а позже я не раз слышал эти произведения по Союзному радио.
 Итак, приближалась юбилейная дата. В газетах и местным телевидением сообщалось, что зрителей Кисловодска ожидает премьера в Кисловодском цирке, посвящённая 35-тилетию Победы над фашизмом.
 Артисты цирка изобретательно и мастерски воплотили все нюансы той военной эпохи . В программе были заняты такие мастера, как Манжелли, акробаты Довейко, и другие.
 Надо заметить, что в той публикации "Задание особой важности" маршал Чуйков говорит о героях войны и отметил, такие, как подполковник запаса, бывший командир разведгруппы Глущенко.
 В дни празднования этой даты в Кисловодске собрались и ветераны армии, которой командовал в своё время маршал Чуйков.  Кисловодский цирк в этот знаменательный день выглядел празднично. Съезжались гости и горожане.
 Маршал Чуйков со своими боевыми однополчанами- ветеранами, городские власти и все те, кому по штату полагалось быть на таком событии. Разумеется, и наш герой Глущенко находился среди приглашённых . Наконец, третий звонок.
 Зазвучала увертюра Пожлакова к спектаклю "ДЕНЬ ПОБЕДЫ".
 Зрители тепло принимали боевые и лирические песни на стихи Виктора Кожевникова. Затаив дыхание, следили за головокружительными трюками воздушных гимнастов, исполняющих сцену десантирования и т. д.
 Словом, всё шло, как и полагается.
 Я не буду рассказывать о режиссёрском достоинстве спектакля, но, если честно, он был интересным.
 Наконец, антракт.
 Зрители прогуливывались по вестебюлю, рассматривали исторические фотографии, здесь мы фотографиями рассказали о вкладе Кисловодска в период войны и послевоенное возрождение курорта Всесоюзной здравницы.А наш герой сидел в директорской ложе и очень странно, не собирался подходить к группе ветеранов, которые беседовали с маршалом Чуйковым.
 Директора кисловодского цирка Геннадия Трахтенберга, а он ,уважаемый здесь человек, как радушный хозяин приветливо беседовал то с одним, то с другим представителем города и ветеранами войны.
 И тут кто-то спросил Чуйкова:
-А Вы не знакомы с нашим героем? с Глущенко?.
Маршал Чуйков удивлённо спросил:
 -А где он?
 Ему указали на нашего Глущенко.
 Чуйков внимательно посмотрел на него и произнёс:
 - Это не Глущенко.
 Воцарилась тишина. А потом от группы городской власти отделились две фигуры и в одно мгновенье наш герой Глущенко исчез, и в группе городской власти засуетились.
Директор цирка Геннадий Трахтенберг удивлённо произнёс:
 - Что-то не то.
 А утром он мне рассказал. Наш герой Глущенко, не тот, за кого себя выдавал.
 У истинного Глущенко после войны - протез руки.
 Теперь КГБ разбирается, что и откуда.
 А мне посоветовал прямо с утра, подальше от греха, ехать домой в Тбилиси.
Наш спектакль, при всех своих достоинствах, вынужден был жить только один день.
 Правда, потом по радио транслировались песни и музыка из этого спектакля.
Что потом было с нашим "героем", мне не докладывали, но я узнал, что он как-то, где-то раздобыл документы настоящего Глущенко и с ними шёл по жизни.
 Вот такая история.
 Так что и цирк может вносить поправки в историю.
              Автор статьи: Сандро Эристави, 2 мая 2013г. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий