Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 1 июня 2015 г.

ЖИЗНЬ ОТДАННАЯ ЗА ВЕРУ

 
Бутовский полигон, который в 1937-1938 годах был местом массовых расстрелов,  стоит в одном ряду с такими «понятиями» как «Соловки», «Колыма» и «Бухенвальд» (более 20 000 убитых). А, уникальность Бутовского полигона в количестве православных священнослужителей, которые нашли там свое последнее пристанище. Установлены поименно около тысячи священнослужителей и мирян расстрелянных под Бутово («Русской Голгофой» назвал Бутово Патриарх Московский и всея Руси Алексий  II). Несколько сотен из них отнесены к лику святых. Среди этих имен «Боровский новомученик за веру» – наш земляк Марченко Иоасаф Лазоревич.
Иоасаф родился в 1876 году в селе Антоновка Варвинского района Черниговской области в семье селянина из казацкого рода Лазаря Марченко. 
     Состоящая из семи человек семья, занималась землепашеством и считалась вполне зажиточной  (в хозяйстве было 4 вола, корова, мелкий скот и птица). В то время было два главных служения отечеству: землепашество и воин. Так и прошла бы сельская жизнь Иоасафа в мирных заботах – размерено, тихо и незаметно, но в 25 лет Господь призывает его на служение Церкви и Иоасаф поступает в монастырь г. Киева (какой именно - неизвестно), принимает послушание духовного воина – монаха. С 1910 года служит иеродиаконом в Новоспасском монастыре в Москве. Из-за голода в 1918-м году вернулся в отчий дом. В 1925 году отправился в Киев и до 1933 года служил в Киевском Свято-Троицком монастыре. В 1933 году отец Иоасаф выехал в Калужскую епархию, где получил назначение в Тимашевскую церковь Боровского района и правил службу одновременно в трех церквях (храм святой великомученицы Варвары, приходы в селах Высоком и Тимашево), добираясь от одного до другого пешком. Сначала Иоасаф Марченко поселился в селе Совьяки Боровского района  Московской области и  жил в маленьком домике на кладбище, а когда власть его отобрала перебрался в храм святой великомученицы Варвары на второй этаж – жил «над притвором».
В 1937 году гонение на служителей церкви резко усилилось, и если до этого было в основном ограничение свободы: тюрьма или ссылка, то в конце 40-х большевики перешли к тактике физического уничтожения: служители церкви стали «антисоветским элементом» в одном ряду с кулаками. В 1937 году в Боровском районе, как и по всей «стране Советов» шла подготовка к выборам в Верховный Совет СССР (12 декабря 1937 года). Газеты призывали к «бдительности», рассказывали о коварстве церковников, которые пытаются проникнуть в высший орган власти «страны трудящихся». Именно к этому времени относится арест отца Иоасафа (7 марта 1938 года) по обвинению в контрреволюционной антисоветской деятельности и агитации против советской власти.
 Следователи собрали против Иоасафа Лазоревича показания «свидетелей»: председателя сельсовета, пионервожатой и пионерки. Допрошенные давали показания о том, что священник «враждебно настроен к советской власти», ведет агитацию за Евангельские Писания, запугивает пионеров ( детей колхозников), предлагая им снять и сжечь красные галстуки, а также высказывается за празднование всех церковных праздников. Кроме того, отец Иоасаф не пришел голосовать на выборы, объясняя это тем, что «в советы выбирают антихристов, а за антихристов я голосовать не желаю».
Из протокола допроса отца Иоасафа:
«Следователь: - По имеющимся у нас материалам Вы, Марченко, достаточно уличены в Вашей к/р деятельности, которую Вы проводили на селе Совьяки, так скажите подробно о своей к/р деятельности и к чему она была направлена со стороны Вас?
Отец Иоасаф: - Я, Марченко, к/р деятельностью не занимался и не занимаюсь. На советскую власть я смотрю как на наказание Господа Бога, который должен наказать за наши грехи, а поэтому и послал нам такую власть, голосовать я не стал и не буду, потому что я знаю, у власти сидят лица не верующие в Бога.»
Эти высказывания Иоасафа и донос на него бали, по мнению следователей, признанием вины. Из следственных документов следует, что во время допросов иеромонах Иоасаф не отрекался и твердо свидетельствовал о своей вере в Бога, сознательно шел на подвиг мученичества, зная все возможные последствия.
Следствие установило, что свидетельскими показаниями антисоветская деятельность по ст.58 п.10 Марченко И.Л. доказана полностью. Дело представили на рассмотрение «тройки» НКВД по Московскому округу. Приговор «тройки» от 7 июня 1938 года – расстрел, приведен в исполнение 4 июля 1938 года на территории Бутовского полигона (В моем архиве есть копия этого документа, а также фотокопии допроса отца Иоасафа).
Реабилитирован Иоасаф Лазорович Марченко 10 мая 1989 года.
 Но, возвратимся на боровскую землю в село Совьяки. Запустение земли, очевидно, и оно в прямой зависимости от запустения душ человеческих! В 100 километрах от Первопрестольной  и в 5 от старинного города Боровска, на старом Верейском тракте, при въезде в село Совьяки стоит искалеченый временем и людьми Храм святой великомученицы Варвары. К 90-м годам прошлого столетия от храма, в котором служил отец Иоасаф осталось: три арки – стеночки, вместо алтаря – куст бузины, вместо северной стены – яма, вместо купола  - небо…
Милостью Божией и по молитвам отца Иоасафа, уже более десяти лет продолжается возрождение храма и прихода. Срубили бузину в алтаре, убрали битый кирпич, заложили фундамент под северную стену.
 Рядом с руинами церкви выросла часовенка во имя Новомучеников и Исповедников. Со временем храму были подарены священные сосуды для богослужения. Наконец, в Лазареву субботу 1998 года в часовне была отслужена первая Божественная Литургия. А на рождество Пресвятой Богородицы в 2000-м году в  возрожденном храме, впервые после шестидесятилетнего перерыва, была отслужена Божественная Литургия. Возрождается, несомненно по молитвам отца Иоасафа, и второй его приход  - Покрова Пресвятой Богородицы в селе Высоком. Приход перешел под опеку братии Свято-Пафнутиева Боровского монастыря.Засияли золотом луковки на церкви Рождества Богородицы и в селе Тимашево – третьем приходе отца Иоасафа.
Любил монах Иоасаф детей: угощал яичками на Пасху и яблоками на Преображение. Под особой его опекой находится  церковная воскресная школа.
 « Печально и нежно смотрит на нас, словно из Вечности, с фотографии, присланной из архива ФСБ, иеромонах Иоасаф, украинец из казаков, рожденный в селе Антоновка Варвинского района Черниговской области в далеком 1876 году: простое лицо крестьянина-монаха, жилистая шея в расстегнутой косоворотке, на голове арестантский ежик…
Давно прославленный и не забытый у Бога
Эту фразу о Иоасафе завуч Совьяковской воскресной школы И. Шевелева заканчивает вопросом: «А у нас с вами?»
Этот вопрос обращен и к нам, проживающим на варвинской земле – земле родившей воина за веру Иоасафа Лазоревича Марченко.

Использованная литература:
1. Москва, списки розстріляних - Бутівський полігон
2. Мартиролог розстріляних і захоронених на полігоні НКВС "Об’єкт Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: «Зачатіївський монастир», 1997, с.219.
3. «Расстрелянное будущее», Глава 4. Круги ада,  с. 118-123. http://parallel-city.ru/r_future/
4.«Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря», №27, «Цветы российского луга духовного»,  И.С.Шевелева ,2005,с.2-3.

1 комментарий:

  1. Сколько прекрасных, чистых и светлых людей было превращено в лагерную пыль. Царствие им Небесное и вечная память.

    ОтветитьУдалить